Александр Фёдорович Ануфриев – доктор психологических наук. Ученые звания: профессор по кафедре практической психологии, старший научный сотрудник по специальности юридическая психология. Сейчас занимает должность профессора кафедры психологии труда и психологического консультирования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.
В 1972 г. окончил философский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Экспериментальное исследование свойств ориентировочной основы действия при решении диагностических задач» (факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова), в 1994 г. была защищена докторская диссертация «Психологический диагноз: теоретико-методологические основы» (МГУ им. М.В. Ломоносова, научный консультант академик РАО Н.Ф. Талызина).
Специалист в области когнитивной психологии и диагностического мышления. Разработал новый подход в научной психодиагностике – концепцию решения причинно-следственных задач, описывающую процесс установления причин поведения человека в трудных ситуациях жизнедеятельности, профессиональной, учебной деятельности.
В рамках концепции построена типология психодиагностических задач, разработана технология приборного и компьютерного моделирования причинно-следственных задач в целях изучения психологических закономерностей протекания и формирования диагностического мышления, предложены новые специальные диагностические средства (схемы психологической детерминации, психодиагностические таблицы, диагностические алгоритмы).
На основе изучения закономерностей протекания и формирования диагностического мышления при решении причинно-следственных задач разработана уникальная развивающая экспертная система в области психологии (с элементами искусственного интеллекта), предназначенная для оценки уровня развития и совершенствования диагностических компетенций.
Научные интересы:
— психодиагностика, когнитивные науки, искусственный интеллект;
— психологические закономерности протекания, развития и формирования диагностического мышления;
— когнитивные модели принятия диагностического решения в различных видах диагностики (психологической, педагогической, медицинской, технической и др.);
— технологии виртуальной реальности при моделировании психодиагностических задач;
— разработка развивающих экспертных систем принятия диагностического решения в области психологии (с элементами искусственного интеллекта).
— разработка экспертных систем принятия решения в области психологии (с элементами искусственного интеллекта) для оценки диагностической компетентности, формирования и развития диагностического мышления специалистов, выполняющих диагностическую функцию (психологов, педагогов-психологов, педагогов).
Автор 8 монографий, посвященных теоретическим основам практической психодиагностики, изучению психологических закономерностей протекания, формирования и развития диагностического мышления, диагностике и преодолению трудностей обучения, описанию случаев из диагностической практики психолога.
Автор 12 учебных пособий, предназначенных для психологов, педагогов-психологов, педагогов, дефектологов.
Автор уникальных учебных курсов: «Современная психодиагностика: концепция решения диагностических задач», «Тренинг решения диагностических задач», «Компьютерный практикум решения причинно-следственных диагностических задач».
Под его руководством выполнены и защищены 10 кандидатских диссертаций на соискание учебной степени кандидата психологических наук по специальностям 19.00.01 (Общая психология, психология личности, история психологии) и 19.00.07 (Педагогическая психология).
Член диссертационных советов Московского педагогического государственного университета по специальностям 13.00.01 (Общая педагогика, история педагогики и образования) и 19.00.05 (Социальная психология).
Почетный работник высшего профессионального образования.
Член Российского психологического общества.